Давайте поговорим о музыке (не очень подходит это слово) таких проектов как Christian Fennesz, Kiyo, Mark Templeton, Tennis (и в целом творчество Si-Cut.DB), Propergol Y Colargol, Christmas Decorations, Oval, Autechre. Я назвал довольно разнородные проекты, но их объединяет то, что они круто замешаны на глитче и нойзе.
Не так давно открыл для себя эту форму аудиоарта (мне кажется, так правильнее называеть их творчество). Кто что может назвать наподобие?
Хорошо бы поменяться в Москве – нормального интернета у меня (надеюсь – пока) нету. Делимся выпечатлениями от прослушанного.
Инициатива наказуема, так что начну.
Пролог: первым моим опытом в этом направлении был альбом Kiyo – Chaotech Odd Echo. Но тогда я ничего не понял в абстрактной сутолоке звуков, и отложил его в сторону. Потом пришло время, когда я осознал прелесть нойза (о том отдельный разговор) и уже познакомился с глитчем. И тогда товарищ подкинул мне Fennesz’а.
Техника, которую использует Christian Fennesz (Фенеш) называется granular synthesis. Это методика нарезания сэмпла мелкими, ок. 10мсек, фрагментами и формирование нового, фактически независимого от источника, звучания. Как любителю нойза и айдиэма мне жутко понравилась эта смесь клик-н-катс с нойзом, она напоминает копошение кучи электрических насекомых. Нет, скорее рой электрических насекомых, потому что рой, в отличие от кучи, упорядочен. Но это не линейный порядок марширующих рот или порядок вальсирующих пар, это мета-порядок из хаоса.
Так и микрозвук, получаемый в результате granular synthesis, мало напоминает традиционную музыку. Википедия говорит, что первым придумал микрозвук Янис Ксенакис как аудио аналог импрессионистской техники пуантилизма. Я не слышал Ксенакиса, но понимаю о чем это, когда слушаю Фенеша.
Звук и даже подход меняется от альбома к альбому и даже в пределах одного альбома, но, при этом, остается достаточно узнаваемым. Ранний Hotel paral.lel мне хочется назвать более индустриальным. Звук на нем разрежен и, в значительной мере стохатичен. Композиции очень различны – скрипящий и слабо ритмичный нойз; эмбиент и неопределенное гудение, окружающее писки и скрежеты. Некоторые композиции сугубо ритмичны, например block.m с прямым техно ритмом и fa, Oval’ьная traxdata (имеется в виду звучащая как заевшая болванка у небезызвестного Oval). Однако характерно для Фенеша то, что он, все-таки, делает красивую музыку. Он гитарист, и поэтому часто сопровождает электронное месиво красивыми гитарными риффами, довольно, порой, искаженными и ненавязчивыми. Тем не менее, пусть это не смущает любителей жесткого киберфарша – красивости не сластят его аудиоарт, а, скорее, добавляют атмосферы.
Двигаясь дальше (не уверен насчет точной хронологии, извините) переходим к альбому Endless Summer. С этого альбома советую начинать тем, кто еще не научился переваривать мелкорубленные звуки неизвестного происхождения. В отличие от предыдущего, Endless Summer обладает гораздо более ровным и плотным звуком и довольно мелодичен, если это можно так назвать. Прорывающаяся из дебрей микрозвука монотонная мелодия действует убаюкивающе. Мельчайшие, тонкие звуки, ведущие каждый свою тему, напластования шумов создают ощущение густой наполненности, объема. Мне очень нравится трэк A Year In a Minute – название очень соответствует содержанию. Такое ощущение, что звук целого года (шести лет, если учесть, что композиция длится шесть минут ) сжат, спрессован в эту минуту, наполняет ее жизнью. Если закрыть глаза можно увидеть мелькающее солнце, меняющиеся времена года, вырастающие дома и неразличимо быстро мечущиеся по улицам машины. Очень красивый, медитативный альбом. Под него нужно думать о чем-нибудь позитивном.
plus forty seven degrees 56’3… (там более длинное название, можно в дискогс.ком посмотреть если охота) – наиболее абстрактный и жесткий альбом из студийного творчества Фенеша (по крайней мере из того, что я слышал). Зерна звука порой даже болезненно вонзаются в мозг, слабо структурированный хаос часто кажется случайным, однако в этих осколках звука, обломках гитары (выплывающих время от времени) есть какая-то необыкновенная привлекательность. Невозможно описать звук, льющийся сейчас из моих колонок. Трэки тоже довольно сильно отличаются – от абстрактных разрядов статического электричства до, кажется, льющейся воды и гудения ветра. Непредсказуемость зачаровывает. Что мне нравится, и что выгодно (на мой взгляд) отличает Фенеша от многих шумовых исполнителей, это то, что его композиции обладают своеобразным неторопливым развитием, т.е. он не просто эксплуатирует найденный сэмпл или прием на протяжении всего трэка, но определенным образом развивает тему, так что даже после нескольких десятков прослушиваний он не надоедает и остается по-новому притягательным.
Venice. После всего вышесказанного добавить особо нечего: альбом более ровный и мягкий, чем предыдущий, но не такой густой как Endless Summer. Очень красивый (опять же). В одной из композиции поет Дэвид Сильвиан, и контраст глубокого и нежно-спокойного голоса с неровными и немузыкальными шумами преимущественно в высоких частотах создает очень странное ощущение. Это наиболее поздний из имеющихся у меня альбомов, и чувствуется, что Феннеш уже хорошо овладел техникой, то есть впечатление более зрелое, чем, скажем, от Hotel paral.lel.
Ну, а после того как я прикололся по Фенешу я начал искать исполнителей, использующих зернистый синтез и вообще близких по духу, и кое-кого нашел. Предлагаю любителям микрозвука и глитча писать сюда восторженные рецензии, а всем остальным читать и завидовать. =)
_________________
Don't talk about the shit over the phone
Don't talk about the shit over the phone
Don't talk about the shit over the phone
Don't talk about the shit over the phone
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах